Назад к списку
Продвижение АК «Гражданские компенсации»

Родственникам жертв катастроф приходится отстаивать право на выплаты в суде – экспертная оценка.

Общий порядок возмещения вреда жизни или здоровью установлен Гражданским кодексом РФ и специальными актами. При авиа-, водных и железнодорожных катастрофах, авариях на общественном транспорте пострадавшие пассажиры получают компенсацию до 2 млн рублей, иждивенцы и близкие родственники погибших пассажиров могут рассчитывать на выплаты в размере 2 млн рублей.




- Как будут выплачиваться компенсации, зависит от политического вектора – насколько громкая ситуация произошла, освещена ли в СМИ, кто несет ответственность - страховая компания или перевозчик. Если ответственность застрахована, то выплаты будут производиться по Правилам страхования, действующим в конкретной страховой компании. Как правило, страховые компании выплачивают такие компенсации добровольно, - говорит адвокат АК «Гражданские компенсации» Ирина Фаст. 

Близкие погибших пассажиров разбившегося в Египте лайнера А321 столкнулись с тем, что некоторым придется отстаивать свое право на компенсацию в суде. Встал вопрос - кто вообще вправе получать выплаты. Уже зафиксированы случаи отказов со стороны страховой. Как отметила Ирина Фаст, по статье 117 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира, гражданам, имеющим право на выплату в случае смерти кормильца, при их отсутствии - родителям, супругу, детям погибшего пассажира воздушного судна. Если у него не было самостоятельного дохода, компенсацию получают те, у кого он находился на иждивении. Компенсации составляют 2 млн рублей. Среди лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи с потерей кормильца, российское законодательство называет нетрудоспособных, состоящих на иждивении. К ним могут отнести бабушек, дедушек, внуков, братьев и сестер и др. В основном споры возникают о размере ежемесячных выплат, установлении юридических фактов, например, иждивения. 

По российскому законодательству объем возмещения не ограничен верхним пределом, но его нужно доказать. То есть, если речь идет об иждивенцах, то нужно доказать право на выплату максимального размера повременных платежей, собрать для этого справки и иные доказательства, здесь очень много тонкостей и нюансов. Можно назначить 2 000 рублей в месяц, а можно 20 000 рублей. А это выплаты надолго, иногда пожизненные. При наличии адекватного заработка у погибшего, предусмотренной страховки в 2 млн рублей может не хватить на выплаты несовершеннолетнему ребенку до достижения им совершеннолетия. Все, что не покрывается такой страховой выплатой, должен компенсировать перевозчик. Если предприятие-перевозчик оказалось неплатежеспособным и признано банкротом, то обязательства по возмещению вреда жизни и здоровью возлагаются на государство и выплачиваются из федерального бюджета. 

- Если ответственность не застрахована, то ее несет перевозчик. Здесь ситуация с выплатами во многом зависит от порядочности руководителя и его готовности решать вопрос. По нашей практике почти все перевозчики выплачивают компенсации только через суд и постоянно предпринимают все возможные меры для снижения размера выплат - рассказывает Ирина ФАСТ, адвокат АК «Гражданские компенсации». 

Помимо предусмотренных действующими законами выплат, органы местного самоуправления и Правительство РФ могут принять решение о дополнительных компенсациях, но это делается в «ручном режиме», и размер таких компенсаций законодательно не определен. Например, правительством Санкт-Петербурга принято решение о дополнительных выплатах родственникам погибших. При этом право на остальные компенсации, включая моральный вред, родственники не утратили. 

Особая тема - размер компенсации морального вреда, который определяет только судья по своему усмотрению. Не существует абсолютно никаких критериев и ориентиров. Иногда понимание судом требований разумности и справедливости вызывает неимоверное чувство унижения у пострадавших, подчеркнула адвокат. Суд может взыскать 50 000 рублей за смерть ребенка, родителя, супруга. И таких дел - тысячи. 

- Транспортные компании лоббируют низкие размеры компенсации морального вреда, потому что намного выгоднее платить мизерные суммы, чем вкладывать миллионы в безопасность. Взысканные миллионы за моральные вред - это единичные дела, которые специально демонстрируют населению, это далеко не тенденция, - резюмирует Ирина Фаст. Для сравнения: 

Суд Испании при рассмотрении иска родственников 30 детей, погибших в катастрофе над Боденским озером самолета авиакомпании "Башкирские авиалинии", к американской компании - производителю оборудования предупреждения столкновения, установленного на борту башкирского самолета, и к компании, осуществляющей надзор за соответствием этого оборудования, определил размер вины этих компаний в трагедии в 20% и взыскал компенсацию 348 660,35 долларов за каждого из погибших. Думается, что вряд ли истцы смогли бы добиться подобного возмещения в российском суде, применив российское право и предъявив иск к авиакомпании "Башкирские авиалинии". 

Ежедневно в России происходит от 10 до 30 случаев ДТП с человеческими жертвами, под колесами поездов гибнут и получают травмы 5-10 человек. В месяц получается огромная цифра, если учесть, что за каждой стоит человеческая жизнь или здоровье. 

www.sila-zakona.ru