Статьи
Место рождения бензина
У каждого второго россиянина есть автомобиль, гласит статистика. И каждый автолюбитель хочет заправляться только качественным топливом, ведь от этого зависит, как долго прослужит двигатель автомобиля. А вы знаете, как производят в России бензин европейского уровня?
Такую возможность для журналистов недавно предоставила компания «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», один из лидеров топливного рынка страны. Десант прессы проник на один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России. Корреспонденты и блогеры из ПФО исследовали, как же черное золото превращается в высококачественный бензин, познакомились со всеми этапами производства на заводе в городе Кстово Нижегородской области. Пресс-тур посвятили 5-летию выхода на российский рынок топлива ЭКТО Plus и ЭКТО Sport.
Целый город
Признаться, нефтеперерабатывающий завод, который занимает территорию 825 га, – это целый город. И, разумеется, неспециалисту не понять все технологические процессы, но для нас, журналистов, необходимо главное – увидеть, как производится бензин, как контролируется его качество, как от нефтеперерабатывающего завода в городе Кстово топливо попадает на нижегородскую заправку и какую роль в этой цепочке играет «человеческий фактор».
Всего на предприятии трудится почти 2500 сотрудников, большая часть которых – рабочие кадры. Нефтеперерабатывающий завод работает с 1958 года и является градообразующим для Кстова. Сегодня это высокотехнологичное предприятие ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Здесь проходит масштабная реконструкция.
На заводе выпускают высокооктановый автомобильный бензин экологического 5 класса, топливо дизельное, авиационное, смазочные масла, нефтебитумы и сырье для нефтехимии. Но нас, конечно, интересовало, как делают бензин, как топливо проходит путь из скважины к автозаправочной станции и до потребителя.
По требованиям безопасности журналистов одели в спецовки, каски, очки.
– На предприятии мы уделяем особое внимание промышленной безопасности, созданию безопасных условий труда для наших сотрудников, обеспечивающих сложный технологический процесс, – рассказывает главный инженер Герман ВАСИЛЬЕВ. – Важно не только добиться максимальной эффективности переработки нефти, но и обеспечить минимальное воздействие производства на окружающую среду.
Производство высококачественного бензина достаточно трудоемкое и требует использования большого числа компонентов. По словам Германа Григорьевича, на заводе принципиально не используют никаких присадок. Двигатели современных иномарок имеют каталитическую систему очистки выбросов, которая призвана, по европейским нормам, сделать выхлопные газы более экологичными. Поэтому если применять металлсодержащие присадки, то дорогостоящие катализаторы быстро выходят из строя. Правильность позиции специалистов «Лукойла» подтвердили и различные зарубежные исследования.
Благодаря новому оборудованию и технологиям на кстовском заводе производят бензин европейского уровня ЭКТО, использование которого обеспечит бесперебойную работу двигателей даже дорогостоящих иномарок. Качественный бензин повышает КПД двигателя, продлевает его ресурс, экономит ваши деньги за счёт экономичного расхода топлива. Многие нижегородцы успели оценить бензин под брендом ЭКТО. Его позиционируют как высококачественное топливо европейского уровня, которое вот уже 5 лет доступно россиянам на заправках «Лукойл». По оценкам специалистов, высокооктановое топливо группы ЭКТО увеличивает мощность двигателя, делая автомобиль более маневренным, повышает эффективность его работы. Использование высококачественного бензина ЭКТО защищает двигатель от образования нагара и коррозии топливной системы, а также снижает количество вредных выбросов в атмосферу и делает ваш автомобиль более экологичным.
Кстати, на высоте и производство авиационного топлива. Нижегородский завод, единственный в России, производит реактивное топливо Jet, соответствующее американским стандартам. Использование этого топлива позволяет продлить ресурс двигателя лайнера, говорят специалисты.
– В настоящее время идет строительство нового комплекса каталитического крекинга, благодаря которому объем производства высокооктановых бензинов увеличится в разы – если сегодня предприятие производит 3 млн тонн бензина в год, после пуска эта цифра вырастет до 4 млн 200 тыс тонн, – подчеркнул главный инженер предприятия. – Сегодня глубина переработки нефти – 65%, в планах компании – в ближайшие годы довести до 99%.
«Сердце» завода
«Сердце» нефтяного производства – центральный пункт управления. Именно отсюда специалисты руководят всеми процессами мощного производства. Удивительно, но для управления таким огромным промышленным комплексом требуется всего несколько компьютеров и сотрудников.
На заводе практически нет резервуаров, что кардинально отличает нижегородское предприятие от других нефтеперерабатывающих площадок.
– Мы сегодня смешиваем компоненты для производства топлива прямо в трубопроводе в режиме онлайн, – продолжил рассказ главный инженер. – И насколько качественный бензин, показывают специальные нейроанализаторы. Качество всегда должно соответствовать требованиям европейских стандартов.
Начальник смены направляет потоки в нужном направлении, в зависимости от потребностей производства. Он видит все показатели, контролирует все процессы, содержание того или иного компонента в будущем бензине.
За качеством продукции следят в лаборатории предприятия, оснащенной современным оборудованием. Внедренная в 2009 году лабораторная информационная менеджмент-система позволяет полностью автоматизировать процесс получения, сбора и хранения лабораторных данных, повысить производительность самой лаборатории, обеспечить возможность статистической обработки и анализа данных по качеству. Вся информация о качестве сырья, полуфабрикатов, готовой продукции – в открытом доступе для служб компании.
– Если раньше лаборатория тратила 8-10 часов на контроль качества выпускаемой продукции, то сегодня за счет использования спектрального анализа мы определяем всё за 10 минут, – подчеркнул главный инженер завода. – При организации лаборатории мы внедрили зарубежный опыт контроля качества, оптимизировали количество исследований, что позволяет теперь гораздо быстрее, чем раньше, анализировать и отгружать готовую продукцию. Эта система оптимизирует и временные, и финансовые затраты.– Человеческий фактор в этой работе сведен к минимуму – так можно избежать ошибок при проверке качества продукта, – отмечают работницы лаборатории. – Компьютер проводит качественный анализ продукта, сравнивая его с эталоном.
Кстати, на установках первичной переработки внедрили совместную разработку нижегородских и американских ученых – систему контроля продукции через математическое моделирование производственных процессов.
Очень важно не только оборудование, но и люди, которые на нем работают. На «Лукойл» приходят работать специалисты со средним профессиональным и высшим образованием. На предприятии они проходят повышение квалификации в соответствии с конкретными производственными задачами. Персонал обучают современным принципам и технологиям. Непосредственно на предприятии созданы учебные классы.
Бензовозы под присмотром
Удалось журналистам побывать и в хранилище – на Кстовской нефтебазе, куда приходит сырье и откуда бензовозы увозят топливо потребителям. Стоит отметить, что жесткому контролю качества подвергается не только готовая продукция, но и сырье, поступающее на завод. Пробы берутся и анализируются в автоматическом режиме. Они проходит трехуровневый контроль качества.
На нефтебазе работа идет круглосуточно. В сутки сюда приезжает около 70 бензовозов за топливом. За каждой машиной ведется пристальное наблюдение – на территории нефтебазы установлены камеры, которые в режиме реального времени передают в пункт управления полную картину происходящего: номер бензовоза, сколько тонн топлива заливается, номер партии, время залива. Оператор видит всё – какие бензовозы сейчас обслуживают, какие линии открыты, какую машину отправили в рейс, контролирует объем отгруженного топлива. Налить лишнего, не долить, налить не тот бензин не выйдет. Водителю цистерны следить за процессом помогает… светофор. Красный – движение запрещено, идет налив, зеленый – можно в путь.
Возле колонки цистерну пломбируют, а на выезде с нефтебазы пломбу проверяет оператор. Затем бензовоз выдвигается в Нижний Новгород, где его уже ждут работники автозаправки.
По словам генерального директора "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" Ильи БОРОДИНА, компания инвестирует миллиарды рублей в повышение качества продукции, обновлен парк бензовозов, идет реконструкция предприятия. Внедрены автоматизированные системы учета и контроля. Работает лаборатория на самом заводе, и есть передвижная лаборатория. Контроль за качеством топлива идет непрерывно.
– Мы разработали и внедрили автоматизированную систему управления заправочными станциями. Доступ к изменению количества и качества бензина сотрудниками АЗС невозможен. Система учета товара также автоматизирована, – пояснил Илья Бородин. Кстати, как показывает статистика горячей телефонной линии «ЛУКОЙЛА», жалобы клиентов на недоливы бензина и его качество отсутствуют. Всего за этот год поступило около 1,5 тысяч обращений, но большинство из них были связаны с активацией карт лояльности клиентов. Среди обращений есть нарекания на обслуживающий персонал АЗС. За этикет и качество обслуживания в компании борются, и за последнее время число подобных жалоб удалось снизить в 4 раза.
– Помимо того, что работает горячая линия, еще одним инструментом контроля является «тайный покупатель», – продолжил Илья Бородин. – В эту систему вовлечены несколько сотен организаций и физических лиц. Также есть подразделение собственной безопасности. Это непрерывный процесс – контроль за всеми этапами производства и поставки топлива, чтобы наша продукция всегда отвечала ожиданиям и требованиям потребителей. В этом и заключается клиентоориентированность предприятия.
Теперь мы, журналисты, точно знаем, почему клиенты любят заезжать на «лукойловские» заправки – здесь их честно обслуживают и хороший бензин наливают.